Комсомол умер, да здравствует комсомол!

Союз молодежи в Советском Союзе. Далекий и близкий. Всесоюзный, коммунистический, ленинский. Кто сегодня из поколения next сможет правильно расшифровать эту аббревиатуру: ВЛКСМ? Меньшинство. "Ну да, — скажут, — были какие-то комсомольцы-добровольцы при этом... при тоталитаризме, ну, типа, самоотверженность, коллективизм, стройки какие-то, героизм... только нам это не прикольно сегодня, не актуально, каждый сам за себя".

Когда грянула "демократия", ВЛКСМ, как по команде, собрался и признал свою историческую роль до конца выполненной. Точнее не скажешь: приватизировали все завоевания предыдущих поколений комсомольцев, которые трудились на благо всей страны, на благо грядущих поколений и верили, что те будут жить при коммунизме. В условиях перестройки, расслабленный застоем комсомол не выстоял идейно. Вчерашние пламенные лидеры его, еще десять лет назад ударники-стройотрядовцы, первыми кинулись организовывать на комсомольские капиталы "комсомольские" же кафе, банки, кооперативы, видеосалоны.

Представители последнего поколения ВЛКСМ сегодня — олигархи, банкиры, заводчики: самые-самые буржуа. Оборотни. Знать бы это комсомольцам 20-х годов, добивавшим "контру" и "буржуазное наследие"! Ткните пальцем (зачем сразу штыком?) в любую "персону грату" - не ошибетесь, все они прошли комсомол. От Кириенки до Ходорковского.

Все они, бывшие, 29-го октября собрались в Кремлевском дворце для поминовения комсомола, поностальгировать. Они считают, что комсомол — это прошлое. Осталось приватизировать дату. Откупорить шампанское на тризне, под каблуками ощущая еще шевелящиеся тела комсомольских героев советской, свергнутой ими эпохи.

Что ж, мы привычные — и это сдюжим. Господ, угробивших не только организацию, охватывавшую 80 процентов советской молодежи, но и лишивших молодых "россиян" нравственных идеалов, обрекших их на уличное, беспризорное, нарко-бандитское воспитание, мы учтиво поздравим с днем рождения комсомола, увидев на ТВ. Чокнемся рюмочкой с экраном. Начальство ведь всегда право. Да и мода такая: "СеСеСеРе" уже на маечках виджеев телевизионных — прижившийся орнамент...

"Грядущие":

последыши СССР

Недавно, видимо, специально к 85-летию комсомола, градоначальством Москвы Комсомольская площадь была переименована в "Площадь трех вокзалов". Афористично, не правда ли? Как тут не вспомнить "Трех толстяков"? Именно их время, их власть. Потому и место всенародной славы и побед переименовано: ведь нынче ни славы, ни побед. Ленина из мавзолея не вынести — так хотя бы площадь переименовать. Да и поделом, себе же поделом, переименовали: как можно эту нынешнюю клоаку, обитель бомжей, проституток "за ужин" и малолетних беспризорников-токсикоманов называть именем комсомола? 26-го октября тут прошел митинг Союза коммунистической молодежи — против переименования площади. Кто такие? Комсомол — несмотря ни на что, живой.

В то время как ВЛКСМ самораспускался, а бандюганы закатывали всех непокорных под асфальт, в вымирающей стране все же росло новое поколение — восьмидесятники. Не поколение next, а поколение before. Beforevolution, предреволюционное, взрослевшее под канонаду 1993-го. Они не мечтали о "Кока-коле" и "Макдональдсе" как о райских плодах. Вынужденные с родителями-пенсионерами рыскать по рынкам, они увидели ельцинско-гайдаровскую рыночную экономику во всей ее мерзости. Без будущего, без гарантированного трудоустройства — сегодня новые комсомольцы как травинки пробиваются сквозь асфальтовую корку, под которой похоронена советская эпоха. В СКМ РФ идут те тинэйджеры и двадцатилетние, которые уже осознали недоступность им, их родителям, шикарных залов для ностальгии по ВЛКСМ. Идут униженные буржуазной телепошлятиной, взыскующие социальной справедливости. Петляя между заградившими им путь барскими иномарками, идут те, кому за советскую сверхдержаву обидно, те, кому нужен свой БАМ, новые подвиги, новый "великий, могучий". Те, кому уже не светит "присоска" к нефтяной скважине, ведь на всех капиталистического рая не хватит по определению (а это большинство). Комсомольцами при капитализме становятся люди, карьерно неискушенные, энтузиасты, таким "заорганизованность" позднего ВЛКСМ не грозит. Такими были и первые комсомольцы 20-х, 30-х.

На митинге 26-го юные ораторы вспоминали (значит, плохо прошлое замуровали экскомсомольцы!), как с Комсомольской площади уезжали на строительство промышленных гигантов, железных дорог, поднимать целину юноши и девушки — наши бабушки и дедушки, отцы и матери, члены ВЛКСМ. Не так много времени прошло с тех пор, чтобы забыть об этом. Но на забвении настаивают реалии новой поры: одни промышленные гиганты, построенные комсомольцами 60-х и 70-х, достались "ближнему зарубежью", другие распроданы на металлолом — одной нефтью кормимся. Подчеркну: не мечтой, не идеализмом, а строительством укреплялся молодежный союз под красным знаменем — в 1930-х. А в двадцатые годы XX века, авангард страны, комсомольцы, сражались на фронтах Гражданской, защищая целостность своей молодой, как и они сами, республики.

Комсомольская эстафета

И отчего-то сегодня, после всевозможных чернух и прочисток исторической памяти Радзинским, так актуально и долгожданно звучат для нас слова комсомольца 20-х Павки Корчагина из "Как закалялась сталь" Н. Островского: "Что же вы, гадье спекулянтское, издеваться думаете? — Подымаясь на руках, как на пружинах, Павел выбрался на вторую полку и с силой ударил кулаком по наглой роже Мотьки. Ударил с такой силой, что спекулянт свалился в проход на чьи-то головы. — Слезайте с полки, гады, а то перестреляю, как собак! — бешено кричал Корчагин, размахивая наганом перед носами четверки".

Если в Гражданскую комсомольцы шли первыми в бой, то и в Великой Отечественной именно они написали самые героические, самые образцовые для ближайших (о нашем умолчу) поколений строки: Зоя Космодемьянская — огнем бутылок с зажигательной смесью, что бросила в занятые немцами дома, Александр Матросов — грудью потушивший пламенные языки вражеского пулеметного гнезда. Кого сжигал этот беспощадный огонь жертвенной любви к Родине, кто совершил эти подвиги? Комсомольцы.

"Это счастье — умереть за Родину" - слова, сказанные перед казнью Зоей. Сегодня нам такие же зрительские места предлагают устроители "реалити-шоу", выкладывающие на прилавки-телеэкраны свою "дичь": будь то очередная война империализма с терроризмом или эротичная мертвечина. Но нам почему-то дороже советские фильмы. Нет, без политики — эмоционально приемлемей. И если уж волнение, то не по поводу погони маньяка за очередной жертвой, а по поводу борьбы героя с врагом — низменным и недостойным существования среди нормальных людей. То есть, как вы видите, тут просматривается полная инверсия ценностной шкалы буржуа.

Смотрю на видео (ибо по ТВ этот фильм, увы, очень редко показывают), как нынешний запретный плод, "Молодую гвардию". Фильм снят сразу после Великой Отечественной войны. "Интернационал", что поют Олег Кошевой и его товарищи на краю гибели, презрительно глядя на стволы "шмайсеров" - прорывается в нашу современность. Ведь с каждым годом все ощутимее хочется разогнуться, сбросить гнет "Проклятьем заклейменному-2" нашему поколению — согнутому самоуничижением, самокопанием, полурабским прозябанием.

Илья Краснов ,
"Независимое обозрение"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе