«Место встречи изменить нельзя - 2» - маленький памятник Высоцкому?

На днях Аркадий Вайнер рассказал о планах по съемкам продолжения фильма "Место встречи изменить нельзя".

Картина складывается фантасмагорическая и гофманианская. Новый фильм будет снят с участием Владимира Высоцкого и его песнями, американскими актерами и, скорее всего, на американские деньги.

"Мы с братом написали сценарий, — рассказывает Аркаий Вайберг, — - О содержании будущего кино мы не рассказываем. Правильнее, чтобы зрители узнали его из самого фильма.

Мы и не собирались, честно говоря, продолжать сценарий фильма, но на этом настоял сам Володя Высоцкий, который буквально влюбился в Жеглова и в этот роман. Можно сказать, что это была любовь с первого взгляда. Он, получив от меня в подарок роман в день его выхода — так сказать, авторский экземпляр (их всего было 10), на другой день утром пришел весь проникнутый этим романом и воскликнул, что именно он сыграет Жеглова, потому что больше никто так хорошо его не сыграет. А потом, уже в середине съемок, он нашел продолжение сюжета — сам раскопал историю в недрах МВД. Мы вынуждены были отказаться от продолжения, поскольку у нас был запланирован роман "Лекарство против страха". Но надо знать упорство Высоцкого, он от нас не отступал. И однажды утром, когда собралась труппа, он спел шуточную песню "О вайнеризме", посвященную нам с братом. Нам было это очень приятно. Я вообще по-человечески очень сильно любил его. Он и заслуживал любви — был бесконечно обаятельным, милым, добрым, умным, надежным другом. И он нас победил. Мы начали писать сценарий. Но, к сожалению, Володя умер. Мы твердо решили, что ни за что не будем снимать продолжение, потому что это кощунственно по отношению к памяти Высоцкого. И должны были пройти годы, пока мы не осознали, что это, наоборот, еще один скромный памятник ему же. У нас остались неиспользованные съемки, которых хватило бы для начала сериала. Но сериал пришлось сюжетно изменить: в самом начале Жеглов погибает в результате предательства одного из сотрудников. И остальные серии посвящены раскрытию этого предательства.

По сценарию первого фильма Высоцкий в каждой серии поет свою песню за Жеглова, но в фильме этого нет. Не исключено, что-то войдет в новую версию.

- Высоцкий написал заготовки всех пяти песен, но, когда шли съемки на Одесской киностудии, он вдруг сказал: "Ребята, а ведь это неправильно, если я буду выступать как автор-исполнитель. Мы тратим большие усилия, чтобы к десятой минуте первой серии зритель забыл, что я Высоцкий. Я — Жеглов. А когда я запою свою песню, все труды пойдут прахом". Мы, скрепя сердце, вынуждены были с ним согласиться. Легкомыслие людей живущих не поддается никакому описанию! Мы знали, что Володя всегда нам споет. И не могли предвидеть, что его дни сочтены. Сейчас мы понимаем, какая это была ужасная ошибка. Если учесть, что написанные во время съемок две его песни, посвященные нам, братьям Вайнерам, одну из которых я упоминал, сохранились, то какое же тогда значение имели бы те его песни. Могу привести еще один пример человеческого легкомыслия: мы общались с Высоцким два года съемок ежедневно, а до этого — еще много лет и не оставили себе ни единого фотографического снимка. У нас есть только редкие кадры видеозаписи. Мы этой минуты, чтобы щелкнуть фотоаппаратом, не находили, потому что, как нам казалось, впереди была — вечность, — говорит Вайнер.

Что касается режиссера будущего фильма, что Вайнеры предпочитают, чтобы им остался Говорухин: "Я думаю, что разумнее и правильнее всего остаться с Говорухиным. Не говоря уже о том, что они были с Высоцким очень близкими друзьями, Говорухин уже на этом фильме проникся атмосферой нашей поэтики, он очень глубоко это чувствует. Мы раньше не спешили называть его имя в качестве режиссера, потому что он был сильно поглощен политической работой, но сейчас он разделил эти блюда. Если он согласится, мы его и пригласим. Если нет — выросло поколение новых замечательных режиссеров."

Вайнер не испытывает никаких сомнений по поводу того, что фильм будет востребован, что в нем согласятся сниматься любые актеры. По всей видимости, в нем живо воспоминание феноменального успеха фильма и всенародной любви к нему в эпоху Высоцкого. Однако сейчас изменилось не только время, изменились и люди. В любом случае воскрешение на экране героев фильма, ставшего легендой-символом ушедших времен, будет окрашено горечью гальванизации прошлого...

Попытка снять продолжение фильма растянулась на 25 лет. Сначала этому помешала смерть Высоцкого. Потом — отсутствие денег. Потом — запах денег.

- Да, тогда либо не было денег, либо они были очень грязными, цены вздулись неимоверно. Сейчас наши люди научились снимать кино, и находятся деньги. У нас уже было несколько предложений, но мы пока их отвергли. Буквально на днях нам предстоит встреча с весьма сильной промышленно-финансовой группой, которая хочет выступить участником этого проекта.

В осуществлении идеи принимает участие и дочь Аркадия Вайнера Наталья Дарьялова. С ее подачи в фильме примут участие американские актеры и деньги.

- Наталья получила очень интересные предложения от очень сильных голливудских продюсеров. Один прилетал к нам на переговоры, которые прошли, как мне кажется, плодотворно. Причем у них программа получается более обширная, чем съемки одного фильма, потому что они хотят построить пирамиду из наших с братом произведений. В этом случае для нас отпадает вопрос финансирования, а состав актеров может быть смешанным. В фильме "Место встречи..." у нас был звездный состав. Я самонадеянно скажу, что любой актер даст согласие участвовать в съемках нашего фильма. Как, между прочим, мы не знали отказа и когда снимали первый раз "Место встречи изменить нельзя". Отказывался только Ролан Быков — и то лишь потому, что ему предлагалась роль Горбуна. И он говорил: "Что же вы со мной вытворяете? Я и так небольшого роста, надо мной из-за этого насмехаются, а жена просто от меня ушла" (это была знаменитая актриса Князева). Все же мне удалось его уговорить. Он приехал пробоваться в Одессу, но, к сожалению, у него случился тяжелый инфаркт. И, дай Бог здоровья Арменчику — Армену Джигарханяну, который, прочитав сценарий, на другой день дал свое согласие.

Если деньги будут американскими, то и фильм, соответственно тоже. Вайнеров это как будто-бы не смущает.

- Если они будут продюсировать фильм, то он и принадлежать будет им. Но мы уже, встречаясь с продюсером (я его сознательно, пока дело не сделано, не называю — это имя известно любому школьнику), говорили о том, что право первой зарубежной ночи будет принадлежать России. Мы всю жизнь работали для России, а тогда — для СССР.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Последние материалы