Маленькие страсти вокруг Большого

Сюжет в развитии

Уже которую неделю у одного из домов на ул.Стрелецкая проходит необычная акция протеста. Несколько молодых крепких парней, с плакатами и транспарантами в руках, протестуют против главного дирижера и музыкального руководителя Большого театра Александра Ведерникова , ведут "разъяснительную работу" среди жильцов. Участники митинга требуют встречи "с ним лично" - в руках у протестантов, "для наглядности", большой фотопортрет Ведерникова. К автомобилю театрального руководителя также прикрепили снимок и листы с красноречивыми надписями...

По словам протестантов, они намерены положить конец "ужасным" и "извращенческим спектаклям" в репертуаре Большого. "Чтобы женщины не раздевались на сцене" . "Будем сидеть здесь, пока не повесится", — заметил один из этих молодцев на безмолвный вопрос корреспондента "ПРАВДЫ.Ру"...

Похожая акция проводится и в отношении генерального директора ГАБТ Анатолия Иксанова (того "встречают" у подъезда его элитного дома на ул.1905 года). Кроме того, непосредственно у стен Большого театра время от времени проходят митинги негодующей молодежи, облаченной в фирменные "бутерброды". На одном из последних присутствовало около 35 человек. Активисты распространяли информационный листок "Сезон калоеда в Большом"...

Корреспондент "ПРАВДЫ.Ру" решил обратиться за комментариями к каждой из противоборствующих сторон (хотя, честно говоря, "противоборство" отмечено пока только с одной стороны). Вначале мы позвонили некоему Алексею , телефон которого нам дали участники акции на Стрелецкой и который якобы является одним из главных организаторов "антиведерниковской кампании".

- Мы обычные учащиеся, студенты, почти все из Щепкинского, — начал нам разъяснять Алексей. — Главное, к чему мы хотим привлечь внимание, — в Большом театре хотят ставить оперу на либретто Владимира Сорокина, который, думаю, в особом представлении не нуждается. Это известный порнограф, о чем написали уже многие европейские газеты. Проповедующий вдобавок некрофилию, каннибализм. Человек, простите за цитирование, открыто признается в своих "произведениях", что "кал дочери своей ел". И далее — в том же духе, цитировать больше не буду. И этого человека хотят "ставить" в Большом театре! О чем вообще может идти речь?! Такие вещи не могут пропагандироваться на федеральном уровне и получать признание на всю Россию...

По словам Алексея, за всем этим стоят два человека — уже упомянутый музыкальный руководитель Александр Ведерников и, "естественно, директор Большого", т.е. Анатолий Иксанов. "В наших действиях нет никакого состава преступления, — резюмирует он. — Печемся же не о своем благе". "Щепкинцы" надеются, что рано или поздно Ведерников сдастся и пойдет на контакт.

В Большом театре корреспонденту "ПРАВДЫ.Ру" отказались дать телефоны Ведерникова, заметив, что "на сегодняшний день его нет в Москве". Руководитель пресс-службы ГАБТ Катерина Новикова , в ответ на просьбу прокомментировать ситуацию с пикетированием домов и подъездов молодыми людьми, заметила следующее: "Большой театр не считает нужным это комментировать. Ни общественные, ни политические, ни молодежные, ни какие-либо иные организации не будут диктовать Большому театру его творческую политику. Мы живем в свободной стране, и каждый имеет право на высказывание. К тому же, пока опера не закончена — вообще нет предмета для разговора".

Все же, как у нас принято говорить, вопросов пока больше, чем ответов... Касательно подлинных целей и подоплеки описанной молодежной акции, с одной стороны, и "концепции культурного просвещения", реализуемой руководителями Большого театра, ее составляющих и приоритетов, — с другой.

Начать с того, что вид и "базар" у протестующей у ведерниковского дома публики, как бы это помягче сказать... не совсем театральный. Ну, не отдает он высоким театральным мышлением и культурой. Сами собой появляются мысли о заказном характере данной акции, или просто "тусни". "Пиар", агентство, чьи-то нереализованные амбиции... кто и что может стоять за всем этим? Тут еще этот громкий скандал с увольнением Волочковой, мнящей себя непревзойденной балетной "примой"... да и вообще, мало ли там конкурентов? В том, что мы называем "искусством", ведь тоже идет борьба — за влияние, за показ, за место, за сцену... По "подковерности" и накалу страстей — могущая даже не уступать "грязной", большой политике. И "на людях" это все может преподноситься как борьба с порнографией , а на самом деле, просто кто-то кому-то не угодил, и потому кому-то кого-то очень нужно вывести из психологического равновесия, а то и оказать прямое воздействие. Опять же — через кого-то...

С другой стороны, Государственный Академический Большой театр, как было заявлено, живет "в свободной стране" , где каждый, мол, "право имеет на свободное высказывание". Даже самый последний сорокин ... Честно говоря, тоже выглядит как-то туманно. А вообще, — подобные декларативные фразы из лексикона, к сожалению, именно тех, благодаря кому мы вот уж более десятка лет как только живем и наслаждаемся. "В этой стране" - той самой "свободой". Поминая ее первых "лоббистов" то соответствующим словом, то переиначивая анекдот о том, что "свободу" -то эту, к сожалению, "в карман не положишь" , — и затягивая, меж тем, пояса на чреслах потуже. Вот и десятилетний "юбилей" как-то подоспел незаметно — когда, как нам говорят, свершилось "торжество демократии" в "свободной стране". Правда, с помощью пушек, — ну что же? "Каждый имеет право..."

И все же не будем поспешать с выводами. Пусть лучше будет просто, стандартное: "ПРАВДА.Ру" будет следить за развитием событий" ...


P.S.
Хотя некоторые наши читатели, похоже, свой окончательный вердикт уже вынесли. Пока это, правда, не столько "по факту", сколько... напутствие, что ли. "На будущее".

HELENA: "В этом театре много великих людей служили за копейки. Дарили вечное — чувство красоты. Дарили восторг, радость и чуство причастности к великому. Большой театр — это символ НАСТОЯЩЕГО искусства. Зачем все поганить, да еще и комерческим интересом обосновывать право на пошлость. Много найдется любителей позолотить кучу дерьма, да и само оно блестит, но не золото!"
"Гражданка из Москвы": "...Согласна с теми, кто говорит о функциях воспитания, изначально заложенных в деятельности государственных театров. Иностранцы, с которыми я общалась, произносят слово The ВT с придыханием, они ходят в него, как в храм Прекрасного... Большой театр, Красная площадь — всегда были и есть (пока!) лицо России. Есть, конечно, у любой страны, и заднее, отхожее место. Задворки, так сказать. Это нормально. Но превращать лицо в..."
Ольга: "О вкусах не спорят. Лично я считаю, что популярность произведений Сорокина обусловлена лишь их "шокирующей новизной", не более. До него никто из наших писателей не был столь вульгарен. Определённая категория людей всегда "клюёт" на что-то новое, независимо от того, хорошо это или плохо. Такие люди всегда были, есть и будут, но только культура не должна ориентироваться на их потребности и множить им подобных. Поэтому этой постановке Ведерникова не место на сцене ГАБТ."
Алекс-Сибиряк: "Поддерживаю всех, кто считает — первый театр страны должен ВОСПИТЫВАТЬ культуру, а не разлагать зрителя. Это же не частная лавочка. Госбюджет — отдельной строкой! Как налогоплательщик требую, чтобы деньги тратились по назначению. А не на рекламу Сорокина."

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить