В Британском музее выставили фрески древнеегипетского Микеланджело

На этой неделе на выставке Британского Музея после реставрации появились 11 фрагментов фресок с могилы Небамуна 1350 года до нашей эры. Они считаются наиболее выдающимися шедеврами египетского искусства.

Небамун был казначеем храма Амона в Карнаке в Древнем Египте. И прославился лишь тем, что заказал фрески для оформления своего склепа гениальному художнику. Имя художника осталось неизвестным, хотя впоследствии его прозвали «Микеланджело античности».

В начале XIX века, продавец греческого антиквариата Джованни Д’Атанаси осторожно, по частям снял фрески со стены склепа. На ней были изображены сцены празднования, охоты, и фигуры обнаженных красавиц. Он продал фрагменты генеральному консулу Великобритании, который, в свою очередь, продал их Британскому музею.

В 1830 году сотрудники музея смонтировали фрагменты на штукатурке. Однако штукатурка отсырела, и на изображениях появились трещины. Дальнейшие попытки восстановить и сохранить картины не увенчались успехом.

В последние годы сотрудники Британского музея проявили титанические усилия, чтобы стабилизировать разрисованные поверхности и, таким образом, сохранить их для будущих поколений. Им также представилась возможность проанализировать материалы художника и его технологию.

По словам руководителя проекта Ричарда Паркинсона, это позволило им узнать много нового о художнике и его методах. «Мы также обнаружили вещи, которых никто прежде не замечал – просто потому, что мы работали над фресками слишком долго», - сказал Паркинсон.

Согласно исследованию, склеп был сформирован из осыпающегося известняка на восточном берегу Нила в Фивах (современный Луксор), и первоначально его поверхность была очень грубой и покрытой впадинами. Она должна была быть тщательно заштукатурена перед тем, как на нее были нанесены фрески.

В известняке реставраторы обнаружили остатки цветов, что позволило им предположить, что работа проводилась летом. Поэтому очевидно, что вначале штукатурка была тщательно высушена, а затем уже художник начал наносить краски на гладкой поверхности из местного гипса.

В Британском музее выставили фрески древнеегипетского
В Британском музее выставили фрески древнеегипетского
От могилы Небамуна давно не осталось никаких следов, хотя, возможно, примерно прикинуть ее местоположение позволит химический состав известняка. Однако самый большой сюрприз – точный химический анализ пигментов краски. «Поскольку картина так великолепно нарисована, мы думали, что художник использовал какие-то редкие пигменты», - сказал Паркинсон.

Однако выяснилось, что «Микеланджело античности» использовал стандартную палитру, принятую в те времена. Для получения черного цвета он применял сажу, для ярко-белого – известняк, для красного и желтого – охру, а для синего и зеленого – «фритту» - искусственно полученный стекловидный материал, стертый в порошок. Так что, по словам Паркинсона, «фантастические эффекты идут от техники, а не от материалов».

С художественной точки зрения, как уже было сказано, эти картины выделяются среди других древнеегипетских произведений живописи. По сравнению с фресками большинства древних школ этого региона, картины выглядят необычайно реалистичными и полными жизни. И это, по мнению Паркинсона, художнику удалось добиться благодаря разработанным им уникальным техникам.

Например, художнику удается незаметно выделить главного персонажа большинства сцен – Небамуна. «Когда вы смотрите на картину, вы регистрируете этот эффект, но это неочевидно, поскольку сделано очень тонкими способами», - объясняет Паркинсон. Для этого «Микеланджело античности», когда рисовал кожу других персонажей, смешивал красную, желтую и белую краску, а когда рисовал Небамуна, добавлял еще один слой белого, и еще немного красной пунктации, подобно тому, как это делали художники-импрессионисты через тысячелетия после появления фресок с могилы Небамуна.

Еще одним творческим достижением художника, нехарактерным для египетской живописи, было изображение кота со светящимися (то есть, золотистыми) глазами. По мнению исследователей, художник добился такого цвета, использовав местное растение.

Одна из самых знаменитых картин изображает молодого, красивого Небамуна в тростниковой лодке с женой и дочерью во время охоты в болотистой местности. В древнем Египте болота изобиловали животными, включая легко определяемых птиц (белые цапли, египетские гуси и пестрые трясогузки среди прочих), рыбу (тилапия), и уже упомянутых диких котов. Всех этих представителей фауны можно увидеть на фресках «Микеланджело античности».

Автор Ангелина Федорова
Ангелина Федорова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить